О коррупционных рисках
Проблема профилактики и преодоления коррупционных преступлений стабильно сохраняет в нашей стране острую актуальность. По данным генпрокуратуры России в текущем году зафиксирован рост коррупционных преступлений на 3,6% в годовом направлении (статистика с января по август). Поэтому в организации и функционировании государственной и муниципальной службы надо осуществлять комплексный подход при разработке, а главное реализации антикоррупционных программ. Иначе борьба с преступлениями данной категории не становятся прерогативой прокуратуры, полиции, судов и органов УИС.
Коррупция – сложное социально-политическое и культурно-историческое явление, выходящее за рамки формальных бюрократических отношений. Это – одна из древнейших систем выстраивания социальных отношений. Сколько существует государство, столько существует и коррупция. Однако она всегда наносит ущерб. Это деструктивная единица социальных отношений, так как в преследовании личных интересов под угрозу ставится стабильность функционирования государственной структуры.
При этом, мы можем говорить о минимальном уровне коррупции при наличии стабильной экономической и социокультурной обстановки.
А именно:
- уверенность в завтрашнем дне (экономический фактор);
- высокий уровень правовой культуры (правовое сознание, юридическая грамотность и пр.);
- наличие среднего класса как доминанты среди прочих социальных прослоек.
Важно помнить, что высокая правовая культура базируется на соблюдении принципов законности. Их фундамент — федеральное законодательство. Достаточно часто мы сталкиваемся с тем, что сотрудник оперирует инструкциями, локальными актами, распоряжениями и пр., игнорируя Федеральный закон. Понимание того, что Федеральный закон выше – элемент правовой грамотности.
Кроме того, особенности менталитета и социокультурная обстановка в России осложняет формирование высокой правовой культуры. Это выражается в том числе и в толерантной общественной оценке коррупции, что, безусловно, мешает государственным служащим любого уровня.
К сожалению, правосознание россиян не рассматривает коррупцию как преступление. Это одна из допустимых норм поведения. Ведь наши приоритеты состоят в неформальных социальных отношениях над формальными. В данном смысле под «ударом» оказываются именно сотрудники государственной и муниципальной службы, особенно если речь идёт о небольшом территориальном органе. Родственники и знакомые считают тебя обязанным помогать в любой ситуации, решать вопросы кабинетно-телефонным правом, а также стремятся через «блат» благополучно устроить судьбу своих родственников.
Говоря более юридическим языком, государственный или муниципальный служащий оказывается в зоне так называемых коррупционных рисков.
В описанном случае профилактика затрудняется именно сложившимися традициями в российском обществе, требующими от нас соблюдения патриархальных правил, коллективизма и соседства. В такой ситуации над нами довлеет клеше: «Что люди-то скажут!?», «Зазнался» и т.д.
Коррупционные риски проявляются в следующем:
- конфликт интересов;
- личная заинтересованность;
- материальная выгода.
Заметим, что редко мы обнаруживаем какое-либо одно из проявлений коррупционных действий. Зачастую это единое целое, что отягчает вину в случае, если возбуждено уголовное дело.
В нашем государстве мы можем говорить о формировании и реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции. А именно, вопросы адекватного отношения общества к преступлениям коррупции невозможно без комплексного подхода и согласованных действий всех ветвей власти и их связью с общественностью. Действия любого социально-политического и управленческого института регулируются Федеральным законом от 25. 12. 2008 г. № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции».
Информирует Контрольно-правовой отдел Администрации муниципального района Камышлинский
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.