Меню
16+

Камышлинский район

14.05.2020 07:51 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Детство без насилия и жестокости в семье

Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением.

Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э. Детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам (справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; детей продавали и покупали.

Научными исследованиями установлено, что:

- насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье;

- ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;

- для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство;

- более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске;

- около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.

Основная причина жестокого обращения с детьми — внутренняя агрессивность эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Что представляют собой родители, которые жестоко обращаются со своими детьми? Обычно они находятся в стрессовых условиях или переживают крушение своих жизненных планов. Наиболее общие проблемы, характерные для таких родителей — это депрессия, одиночество, супружеские раздоры, безработица, злоупотребление психоактивными веществами, развод, насилие в семье, сильное пьянство и беспокойства, связанные с работой.

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко — угроза его жизни или даже смерть.

В соответствии со ст. 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Статья 156 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

В Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. говорится (ст. 27), что государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. В Конституции РФ подчеркивается: "Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей" (ч. 2 ст. 38). Эти положения конкретизированы в Семейном кодексе РФ.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязанностей означает либо полный отказ от выполнения, лежащих на виновном, обязанностей по воспитанию ребенка, возложенных на него нормативными правовыми актами (так называемое чистое бездействие), либо такое их выполнение (не в полном объеме, периодически и т.д.), которое не обеспечивает достижение целей воспитания (так называемое смешанное бездействие).

Однако надо иметь в виду, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, преступно не само по себе (в этом случае наступают иные меры государственного реагирования, например, лишение родительских прав, принятие мер дисциплинарного воздействия и т.д.), а лишь в том случае, если это соединено с жестоким обращением с ребенком.

Жестокое обращение — это система поведения виновного по отношению к потерпевшему, характеризующаяся причинением ребенку мучений и страданий в связи с применением к нему физического или психического насилия, издевательства над потерпевшим. Это может проявляться в нанесении побоев, причинении легкого вреда здоровью, угрозой расправы, глумлении, лишении пищи, воды, тепла, света и т.д.

Одним из оснований лишения родительских прав, предусмотренных Семейным кодексом РФ является жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность. Такое обращение родителя с ребенком может выражаться в нанесении ему побоев, т.е. в действиях, причинивших несовершеннолетнему физическую боль, повлекших душевное потрясение. Систематическое нанесение побоев ребенку путем причинения ему физических или психических страданий считается истязанием, которое, также как и побои, карается в уголовном порядке (ст. 116, 117 УК РФ). Что касается покушения на половую неприкосновенность своего ребенка, то это является не только основанием для лишения родительских прав, но уголовно наказуемым деянием, будь то изнасилование, насильственные действия сексуального характера либо развратные действия без применения насилия (ст. 131-135 УК РФ). Тяжесть таких действий усугубляется, во-первых, фактом извращения человеческой природы, во-вторых, посягательством на несовершеннолетнего, не способного себя защитить. Неслучайно Федеральным законом от 27.07.2009 №215-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" усилена уголовная ответственность за подобного рода преступления. Если при рассмотрении дела будут установлены признаки преступления, посягающего на жизнь, (здоровье, половую неприкосновенность несовершеннолетнего, то суд обязан известить об этом прокурора (п. 4 ст. 70 СК РФ, абз. 2 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10).

Термин "жестокое обращение е детьми" как юридическое понятие впервые был закреплен в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. Однако, несмотря на то, что в данном нормативном акте жестокое обращение с детьми рассматривалось как одно из оснований лишения родительских прав, само содержание данного понятия не раскрывалось.

Ни один из нормативных актов не содержит определения понятия «жестокое обращение с несовершеннолетними», что порождает разнобой в оценке деяний родителей со стороны правоохранительных органов и судов. В результате чего многие дела прекращаются до суда, а при оценке судом тех иди иных обстоятельств допускаются ошибки при квалификации преступлений или правонарушений. Разъяснение вышеуказанного понятия было дано в п. 14 постановления Пленума Верховного суда СССР от 07 декабря 1979 г. № 9 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" и без существенных изменений было воспроизведено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998г.). Из вышеуказанных разъяснений следует, что жестокое обращение с детьми может выражаться в качестве физического насилия, психологического насилия, сексуального насилия, недопустимых способов воспитания.

"К физическому насилию относится преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм родителями, не связанных с несчастным случаем". Физическое насилие выражается в причинении ребенку физических страданий, боли любым способом. Не могут являться основаниями для лишения родительских прав обычные меры воспитательного характера при негативном поведении ребенка (например, лишения ребенка возможности просмотра телевизора, отказ в приобретении игрушки и т.д.). При доказывании жестокого обращения родителей (одного из них) с ребенком необходимо определить цель и методы такого обращения родителей (одного из них) с ребенком, мотивы, повлекшие за собой данные действия. Однако в некоторых семьях в качестве воспитательных мер используются различные формы телесного наказания и если они приводят к нарушению здоровья, развития, психического благополучия ребенка, то их следует рассматривать как физическое насилие над ребенком. Например, "действия матери, которые как она объяснила как "наказание ребенка за непослушание" в виде телесных повреждений, подтвержденных справками из травматологического пункта, нанесение ею ударов ногами по туловищу и ногам ребенка, подтвержденные свидетельскими показаниями, явились основаниями для лишения такой матери родительских прав".

Психологическое насилие является основой всех форм насилия или пренебрежения в отношении детей и включает в себя психологическое пренебрежение и психологическое жестокое обращение. Психическое насилие над ребенком проявляется в виде подавления его воли, угроз, внушения чувства страха, словесного грубого обращения, нелюбви, безосновательном изолировании ребенка. "Психическое насилие — это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера".

К психической форме насилия относятся: открытое неприятие и постоянная критика ребенка; угрозы в адрес ребенка в открытой форме; замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми; ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний; однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Сексуальное насилие — это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Сексуальное насилие — это покушение на половую неприкосновенность детей, что представляет особую опасность для не сформировавшейся ни духовно, ни физически личности. Поэтому это не только одно из оснований лишения родительских прав, но и уголовно наказуемое деяние против половой неприкосновенности ребенка. Речь идет о реальной опасности для ребенка, которую предусматривает УК РФ — это изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132) и понуждение к таким действиям (ст. 133), развратные действия (ст.135) и другие.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 №10, жестокое обращение с детьми может проявляться и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей). Например, основанием для лишения родительских прав стал факт того, что родители держали на цепи двух своих детей: 15-ти летнюю девочку на цепи, прикованной к ноге, а другим концом привязанной к колу, вбитому в пол, а мальчика 13-ти лет — сажали на цепь, пристегнутую к трубе в коридор.

Исходя из практического опыта, можно заметить, что под жестоким обращением с детьми можно понимать и пренебрежение основными нуждами и интересами ребенка. Оно может проявляться в недостаточном удовлетворении потребностей ребенка в еде, физической и психологической безопасности, любви, отсутствия должного обеспечения опекой и надзором или необходимой медицинской помощью. Например, родители мальчика 2007 года рождения, лишены родительских прав. Родители в состоянии алкогольного опьянения бродяжничали по родственникам вместе с сыном, злоупотребляли спиртными напитками. По заключению врачей у ребенка гипотрофия первой степени, вызванная отсутствием ухода за ним.

Анализ судебной практики показывает, что жестокость обращения с детьми выражается по-разному:

непредоставление пищи, проживание в антисанитарных условиях, в результате — истощение, заболевания тяжелой степени;

запирание ребенка на длительное время одного в помещении;

запрет на пользование обогревательными приборами в холодное время, связывание рук и ног, запирание в погребе, в сарае в легкой одежде.

Жестокое обращение с детьми чаще всего совершается в виде активных действий, однако, возможно жестокое обращение и в форме бездействия, которое выражается в оставлении ребенка без пиши и воды.

Часто, при рассмотрении дел о лишении родительских прав на основании жестокого обращения с ребенком, в действиях родителей обнаруживаются признаки уголовного преступления. Так, УК РФ предусматривает общую норму: неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ). Объективная сторона указанного преступления образуется из деяний, связанных с принуждением по воспитанию несовершеннолетних детей родителями (или третьими уполномоченными лицами), которые грубо нарушают разумно допустимые границы способом и мерами воспитания. Понятие "неисполнение или ненадлежащие исполнение обязанности по воспитанию детей", используемое в диспозиции уголовно-правовой нормы, выражает общий смысл, антиобщественную сущность деяния. Фактическим же определяющим признаком состава преступления выступает жестокое обращение по отношению к ребенку со стороны родителей или иных лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних".

Если жестоко относятся к детям не сами родители, а члены их семьи, чему мать и отец ребенка не противодействуют, то возможно ограничение их родительских прав в соответствии со ст. 73 СК РФ.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

У большинства детей, живущий в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются "методами воспитания", или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей "неспособностью к процветанию".

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности — педикулез, сыпь, неопрятная одежда и пр. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками.

У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление злобным путём привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Даже маленькие, не постигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что "ты хуже всех". Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

Среди этих детей отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.

Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд, невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?

- Они преподают ребенку урок насилия.

- Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, — что он любим.

- Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.

- В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.

- Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.

- Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию.

- Они разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

Какие уроки сможет вынести ребенок из порки и битья? Что он узнает: что он не заслуживает уважения; что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других); что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать; что насилие — это проявление любви; что отрицание чувств — нормальное здоровое явление; что от взрослых нет защиты.

Каким образом проявляется вытесненный гнев в детстве и подростковом возрасте: насмешками над слабыми и беззащитными; драками с одноклассниками; всяческими унижениями девочек, символизирующих мать, плохим отношением к учителю; выбором телевизионных передач и видеоигр, дающих возможность испытать вытесненные чувства ярости и гнева идентификацией с их героями. Дети, которых растили в спокойной и любящей обстановке и никогда не били, меньше интересуются такими фильмами, а став взрослыми, не хотят снимать такие фильмы.

У взрослых: выбором физических мер воздействия на ребенка как самого эффективного «воспитательного приема» (такой человек и другим от всей души дает совет поступать так же). На самом деле собственное страдание вымещается на следующем поколении. Отказом признать какую- либо связь между насилием, испытанным на себе в детстве, и насилием, проявляемым по отношению к собственным детям сегодня. Это способствует воспроизведению невежества в обществе. Выбором профессий, связанных с проявлением насилия. Восприимчивостью к политической демагогии, готовностью проявить насилие по отношению к найденным политиками «козлам отпущения» — представителям «нечистых» рас, социальным и религиозным меньшинствам, участием в этнических «чистках»... Это позволяет излить наружу долго копившийся гнев, не испытав при этом чувство вины. Вследствие привычного послушания перед лицом насилия, испытанного в детстве, — готовностью подчиниться любой власти, напоминающей власть родителей, так немцы подчинялись Гитлеру, русские — Сталину, сербы — Милошевичу.

С другой стороны, некоторые взрослые отдают себе отчет в том, как вытесняется и повсеместно отрицается испытанная в детстве боль, понимают, каким образом насилие передается от отца к детям, а вследствие этого, перестают бить детей. К этому можно прийти, и многие уже пришли, как только поняли, что причина дурного обращения с детьми одна: вытесненная история родителей...

Что может быть сделано для того, чтобы предотвратить жестокое обращение с детьми? В настоящее время создано множество общественных организаций для того, чтобы выявить тех детей, которые подвергаются избиениям, или тех, о ком не заботятся родители.

Но самое лучшее решение проблемы жестокого обращения заключается в пересмотре нашей позиции по отношению к телесным наказаниям и правам ребенка.

Подготовлено прокуратурой Камышлинского района

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

608